Вы могли заметить, что при использовании схожих с уже знакомыми лошади из предыдущих упражнений команд языка вашего тела или хлыста (голоса, ноги, повода и т.д.) при обучении новому упражнению, она начинает предлагать выученные раньше движения. А иногда происходит и наоборот — лошадь сама предлагает более сложное недавно выученной упражнение в ответ на команду на более простое, старое.
Этот эффект носит название — генерализация стимулов и является абсолютно нормальной ступенью в обучении лошади.
Генерализация стимулов выражается в том, что ответную реакцию вызывает не только тот раздражитель, на который выработался условный рефлекс, но и другие сходные стимулы (Пол МакГриви «Поведение лошадей»).
Давайте рассмотрим этот эффект на примере Ваэрии и обучении её полушагам — диагонализации шага с целью снижения толчка задних ног.
Когда мы с Ваэрией начинали учить полушаги я делала это, находясь в положении траверса: стоя с внутренней стороны лошади лицом к ней.
Я делала это сознательно: в таком положении удобнее не пересгибать шею лошади, видеть весь ее корпус и к тому же на траверсе лошадь лучше подводит задние ноги. Находясь в положении траверса я параллельно давала сигналы хлыстом на ускорение выноса вперед диагональной задней ноги и щелкала языком. Разумеется я щедро награждала каждую успешную попытку Ваэрии диагонализовать шаг!
Память лошади очень хорошо развита и Ваэрия отлично помнит, что диагонализация шага щедро награждается!
Поэтому иногда, когда я прошу ее выполнить просто траверс на шагу, она предлагает полушаги. Ваэрия видит команду моего корпуса (я встаю спиной вперед, к ней лицом) и сразу начинает предлагать полушаги, не выжидая специфичного для полушагов сигнала (щелчки языком и туширование задних ног хлыстиком).
Так будет происходить до тех пор, пока Ваэрия не научится дифферинцировать раздражители, то есть различать команду на траверс и на полушаги.
Как это сделать?
1. Я игнорирую (отрицательное наказание) предлагаемые ей полушаги, когда прошу траверс. В скором времени Ваэрия поймет, что предлагаемые полушаги не приводят к желаемым последствиям (угощение) и выполнение этого более сложного упражнения без специфичной команды не имеет смысла.
2. Я начинаю просить полушаги, используя только туширование задних ног хлыстиком и щелчки языка, но не принимая положение, типичное для команды на траверс. Конечно, я активно поощряю ее отрицательным (снятие давления) и положительным (угощение) подкреплением.
Хочу еще раз подчеркнуть, что знание теории обучения непременно поможет вам понять, почему лошадь ведет себя тем или иным образом, что сделает вас более чутким тренером и снимет раздражение, часто возникающее из-за непонимания ситуации и связанного с этим бессилия.
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями в соцсетях: